Для подробной регламентации данной темы необходимо обратиться к Закону РФ «О защите прав потребителей». Данный закон охраняет отношения, которые возникают между потребителем и изготовителем, исполнителем, импортером, продавцом при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг. Он устанавливает права потребителей на приобретение товаров, безопасных работ или услуг надлежащего качества, получение информации о товарах, работах, а также услугах и об их изготовителях, исполнителях и продавцах.
Сроки выполнения работ и услуг
Изучив законодательство, можно установить, что исполнитель обязан осуществить выполнение работы или оказание услуги в тот срок, который установлен правилами выполнения отдельных видов работ или оказания отдельных видов услуг, или договором о выполнении работ (оказании услуг).
Существует два варианта. Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться определенной датой, «периодом», к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или датой, «периодом», к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).
Если выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям, в течение срока действия договора о выполнении работ (оказании услуг), должны предусматриваться соответствующие сроки (периоды) выполнения таких работ (оказания услуг).
По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены и сроки завершения отдельных этапов работы. Их обычно называют «промежуточные сроки».
Последствия нарушения сроков
Ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» описывает те последствия, которые возникают вследствие нарушения исполнителем данных сроков.
Если исполнитель нарушает сроки выполнения работы или оказания услуги – сроки начала или окончания выполнения работы (оказания услуги) или промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время того, как он выполнял работу (оказывал услугу), стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель имеет право:
- Изменить срок, т. е назначить исполнителю новый срок
- Поручить выполнение данной работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов
- Потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги)
- Отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Потребитель на законных основаниях может потребовать и полного возмещения убытков, которые были причинены ему в связи с нарушением сроков выполнения работы или оказания услуги.
Нужно иметь в виду, что новые сроки, которые назначил потребитель, указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги). В случае просрочки и этих сроков, потребитель вправе предъявить исполнителю другие требования. А именно: поручить выполнение данной работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов, потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги), отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Если исполнитель отказался от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), он не может требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги) или платы за выполненную работу (оказанную услугу). Исключение: потребитель уже принял выполненную работу или оказанную услугу.
Как взыскивается неустойка (пеня)
Если исполнителем нарушены все установленные сроки, он уплачивает потребителю за каждый день или час (если сроки определены в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги). Если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена – от общей цены заказа. НО: в договоре между потребителем и исполнителем может быть установлен и более высокий размер неустойки (пени). Это зависит от предусмотрительности сторон в момент заключения договора.
Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы или оказания услуги взыскивается за каждый день или час (если срок определен в часах) просрочки до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа. А неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы или оказания услуги взыскивается за каждый день или час (если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа.
Важно то, что размер взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги). Если цена выполнения отдельного вида работы или оказания услуги не была определена договором о выполнении работы (оказании услуги) – тогда размер взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать общую цену заказа.
Как определяется размер неустойки (пени)? В Законе РФ «О защите прав потребителей» размер определяется исходя из цены выполнения работы (оказания услуги). Если указанная цена не определена, то исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования. Если требование потребителя добровольно удовлетворено не было – в день вынесения судебного решения.