Постановка дома на кадастровый учёт – это процедура, которая заключается во внесении сведений об объекте недвижимости (в данном случае, о построенном жилом доме) в государственную базу данных объектов недвижимости. В результате проведения данной процедуры фиксируются основные характеристики дома, позволяющие его идентифицировать.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта являются:
- Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
- Договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершённые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- Свидетельства о праве на наследство;
- Акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- Межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ;
- Иные документы, которые подтверждают: наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
- Акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершённые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент её совершения;
- Вступившие в законную силу судебные акты, касающиеся дальнейших действий с объектом недвижимости.
Необходимо учитывать, что государственный кадастровый учёт осуществляются одновременно в связи с:
- Созданием объекта недвижимости;
- Образованием объекта недвижимости;
- Прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
- Образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие государственной регистрации.
Для того, чтобы осуществить данную процедуру, вам предстоит:
- Подготовить все необходимые документы;
- Найти квалифицированного специалиста по земельному праву и договориться с ним о проведении работ по постановке дома на кадастровый учёт;
- Получить выписку из ЕГРН, с которой следует обращаться за получением свидетельства о государственной регистрации права.
- Документы, подтверждающие наличие законного права на дом (например, договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве на наследство и иные)
- Межевой план
- Технический план (при постановке на учёт объектов капитального строительства)
- Паспортные данные собственника дома и иные документы, необходимые для подтверждения личности
- Нотариальная доверенность, если документы подаются представителем
- Документы, подтверждающие ввод недвижимого объекта в эксплуатацию
Кадастровый учёт дома и иной недвижимости предусмотрен для того, чтобы каждый человек имел возможность закрепить за собой право собственности на эту недвижимость.
Во-первых, кадастровая регистрация дома нужна государству для его учёта и осуществления налогообложения. Во-вторых, собственник учтённого дома получает в лице того же государства «свидетеля» и гаранта, подтверждающего его статус собственника и факт существования такого объекта недвижимости.
Проведение учёта дома позволяет всецело распоряжаться им по своему усмотрению, т. е, после постановки на учёт дом можно продавать, дарить, наследовать и совершать другие сделки с ним на законном основании.
Объекты, которые подлежат постановке на кадастровый учёт, делятся на две группы:
- Ранее учтённые (те дома, которым уже присвоен условный номер и на которые уже составлена регистрационная запись о праве собственности);
- Образованные или вновь созданные (те дома, на которые право собственности еще не зарегистрировано).
Постановка на кадастровый учёт возможна с одновременной регистрацией права на недвижимость или без таковой:
- Регистрация права не требуется в тех случаях, когда изменились характеристики объекта недвижимости;
- Регистрация права необходима, если объект недвижимости создан вновь.
- Шаг 1. Поиск кадастрового специалиста и заключение с ним соглашения о предоставлении услуг.
- Заключается соглашение о выполнении кадастровых работ, в ходе которых будет проведено составление межевого и технического плана дома (исходя из конкретного случая), а также других геодезических работ, которые необходимы для подачи документов на постановку на кадастровый учёт.
- Шаг 2. Подготовка межевого плана.
- В межевой план заносятся основные характеристики дома, которые вычисляются путем геодезических измерений на местности. Затем, межевой план записывается на электронный носитель, так как именно в таком виде его принимают регистрирующие органы для проверки и дальнейшей постановки дома на кадастровый учёт.
- Шаг 3. Подготовка полного пакета документов, необходимых для постановки на кадастровый учёт.
- В перечень таких документов входят: документы, подтверждающие наличие законного права на дом (например, договор купли-продажи, договор дарения и иные), межевой план, технический план, паспортные данные собственника дома и иные документы, необходимые для подтверждения личности, нотариальная доверенность, если документы подаются представителем.
- Шаг 4. Передача данных в орган кадастрового учёта для постановки дома на кадастровый учёт.
- После того, как межевой план готов, записан на электронный носитель, скреплён электронной подписью кадастрового инженера, его следует отдать в Росреестр (через МФЦ или госуслуги). Для этого заявитель должен заполнить заявление и приложить диск (в последующем, диск передается регистраторам Росреестра для проверки законности внесённых сведений).
- Шаг 5. Проверка предоставленных заявителем документов.
- На данном этапе проводится проверка предоставленных заявителем документов и принятие органом кадастрового учёта решения о постановке на учёт или об отказе в постановке дома на кадастровый учёт.
- Шаг 6. Подтверждение постановки участка на кадастровый учёт – выписка ЕГРН.
- Если все сведения внесены корректно и не требуют подтверждений либо доработок, заявитель (это может быть и доверенное лицо) является в указанный день и получает выписку ЕГРН, в которой указаны координаты домовладения. Данные о нём вносятся в общую базу ЕГРН.