Сделки с недвижимостью – одни из самых важных сделок, которые осуществляются гражданином в течение жизни. И нередко случается так, что приобретая новую квартиру, будущий владелец по разным причинам не уделяет достаточного внимания проверке качества нового жилья. Спустя время все недоделки и некачественно выполненные работы начинают выявляться. Как, например, в случае с покупательницей, которая только через время обнаружила, что окна в её квартире установлены некачественно – обои рядом с оконным проёмом стали отклеиваться и покрываться плесенью, в комнату стала проникать влага, скапливаясь на оконных откосах и стекле. Продавец отказался исправлять обнаруженные недостатки, и владелица квартиры по рекомендации юридической консультации подала иск в суд.
Квартира была приобретена у индивидуального предпринимателя, и это осложнило процесс получения компенсации. Сначала владелица квартиры многократно обращалась с претензиями в управляющую компанию с требованием устранения брака. Также, претензии о ненадлежащем качестве проданного жилья направлялись продавцу квартиры – индивидуальному предпринимателю, который никак не реагировал на требования покупательницы. Хозяйка квартиры была вынуждена за свой счёт провести экспертизу. В результате чего выяснилось – пластиковые окна в квартире были установлены с серьёзными нарушениями требований ГОСТ.
Владелица жилья подала иск в суд с требованием компенсации материального и морального вреда – истица в течение года пыталась добиться от продавца устранения недостатков, по причине которых в зимний период в квартире была низкая температура и сырость. Суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования и постановил взыскать с индивидуального предпринимателя 130 000 рублей. Решение было вынесено согласно закона «О защите прав потребителей» и обосновано реализацией товара ненадлежащего качества.
Ответчик в свою очередь подал на апелляцию, и областной суд отменил решение суда первой инстанции, объяснив своё решение тем, что истица заключала договор купли-продажи с физическим лицом. А это значит (посчитала апелляционная комиссия), что закон «О защите прав потребителей» на возникшие правоотношения не распространяется. Также, областной суд постановил, что договор на установку пластиковых окон был заключён между предпринимателем и компанией-установщиком, поэтому истица не может предъявить претензии к ответчику по качеству проведённой работы. Таким образом, решение суда первой инстанции было отменено и владелица квартиры не получила компенсацию, что не является редкостью при аналогичных неудачных сделках с недвижимостью.
Юридическая консультация по вопросам сделок с недвижимостью
Надо отметить, что в таких случаях необходимо обращаться за юридической консультацией к опытным жилищным юристам, которые помогут выбрать правильное решение и сэкономить силы и время.
Далее, покупательница квартиры с некачественно установленными окнами обратилась в Верховный суд, который встал на сторону истицы, несмотря на то, что действующее законодательство прямо не регулирует вопросы перехода гарантии застройщика на результат работ, проведённых в квартире подрядчиками. ВС РФ постановил, что гарантийные обязательства связаны с результатом работ – вместе с приобретённым жильём истица приобрела и право требования к продавцу на устранение выявленных недостатков, а также на возмещение материального и морального ущерба, полученных в результате реализации продавцом товара ненадлежащего качества.