Недавно вступил в силу закон о поправках в кодекс административных правонарушений, уточняющий использование видеозаписей и других информационных материалов на различных носителях в качестве доказательств для защиты в суде (Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. № 114-ФЗ).
Фотосъёмка, звукозаписи, видеозаписи – всё это признаётся в качестве документов и принимается на рассмотрение судами пока только в части административного судопроизводства. В арбитражном, гражданском и уголовном процессуальном кодексе пока действуют правила, по которым использование видеоматериалов в качестве доказательств допускается на усмотрение судов и правоохранительных органов. В настоящее время в Государственной Думе обсуждается возможность принятия аналогичных поправок в законах, регулирующих все остальные виды процессуальной деятельности.
Допустимость использования доказательств
Чтобы доказать правоту в суде, недостаточно предоставить сам видеоматериал. Главное – доказать допустимость используемых видеозаписей в качестве доказательств, поскольку согласно действующему законодательству суды не принимают к рассмотрению материалы, полученные с нарушением закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, ч. 2 ст. 55 ГПК РФ).
Осуществляя видеозапись, гражданин должен действовать исключительно в рамках законодательства. Согласно Конституции разрешается искать, хранить и распространять информацию (любые сведения на любых носителях), а также использовать её в целях защиты в суде, но не выходя за пределы действий, необходимых для этого (Гражданский кодекс, статья 14). Если видеосъёмка производилась с причинением вреда другому гражданину, в том числе нарушителю, то суд не примет данные материалы к рассмотрению.
При этом в законодательстве не прописаны действия граждан, подлежащие ограничению при сборе видеоматериалов в качестве доказательной базы. Был ли причинён несоразмерный вред во время съёмки или нет, можно ли считать предоставленные видеоматериалы законными или нет – в каждом случае судьи выносят субъективное решение. Законодательно регулируются правонарушения, которые касаются неприкосновенности частной жизни.
Легализация видеоматериалов
Самые сложные случаи легализации видеоматериалов и признания их доказательствами относятся к записям, на которых присутствуют люди – это связано с правом неприкосновенности частной жизни. Закон не допускает сбор информации о гражданине без его согласия (ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Конституции РФ). За подобное нарушение предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы до 2-х лет (Уголовный кодекс, статья 137).
В гражданском кодексе изображение гражданина определяется как «особо охраняемое и принадлежащее гражданину от рождения нематериальное благо» (п. 2 ст. 150 ГК РФ). Согласие на съёмку не требуется только в тех случаях, когда запись производится в местах общего пользования (в магазинах, учреждениях и т.д.). Видеозапись, полученная скрытым способом, да ещё и в чужом жилище, без согласия объекта съёмки, не будет легализована и не сможет быть использована в качестве доказательства в суде. Однако, нередки случаи признания проведения скрытой съёмки в качестве допустимого и соразмерного способа самозащиты в отсутствии нарушения личной тайны.
Запрещённые средства видеосъёмки
Не все технические средства видеосъёмки подойдут для записи видеоматериалов, которые в дальнейшем могут использоваться в качестве доказательств в суде. Использование технических средств, специально разработанных для скрытой и негласной видеосъемки (камеры, встроенные в ручки, в часы и т.д.), преследуется по закону и является уголовно наказуемым деянием (Уголовный кодекс, статья 138). В любом случае, собирая доказательную базу всегда необходимо консультироваться с судебным юристом.
Согласно данным судебной практики чаще всего отклоняются видеозаписи плохого качества, на которых не представляется возможным установить лица или детали обстановки. Но в большинстве случаев видеозаписи всё же являются эффективным способом защиты прав и признаются судом допустимыми и достоверными.