Институт личного банкротства – цивилизованный инструмент финансового оздоровления, благодаря которому у обанкротившегося заёмщика появляется возможность избавиться от долга на законном основании.
Это важный элемент рынка, направленный не на то, чтобы всем прощать долги. А на то, чтобы социально реабилитировать банкротов и сделать их новыми налогоплательщиками, стимулируя тем самым экономику страны.
Закон о банкротстве действует в России уже больше 6 месяцев (№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». И если об эффективности нового законодательного механизма говорить ещё рано, то первые итоги эксперты уже подводят.
Банкротство физических лиц – первые данные статистики
На 1 апреля 2016 года 586 000 российских граждан задолжали более полумиллиона рублей и не выплачивают задолженность больше 90 суток (источник: Национальное бюро кредитных историй). Это, согласно законодательству, автоматически причисляет их к потенциальным банкротам. Должников с каждым месяцем становится только больше. При этом, количество обратившихся в арбитраж заёмщиков не так много, как ранее прогнозировалось экспертами. К началу апреля было подано около 18 000 заявлений о признании физических лиц банкротами. Из них только 6000 были приняты на рассмотрение судом. Специалисты объясняют это сложностью и длительностью процедур банкротства, а также возникшими проблемами в реализации нового закона.
Основные проблемы в реализации закона о банкротстве
Аналитики сходятся во мнении, что одна из основных проблем в реализации закона о банкротстве – недостаточное финансирование специалистов, осуществляющих ведение процедуры банкротства физических лиц. Речь идёт о финансовых управляющих, которые назначаются арбитражным судом для каждого дела о банкротстве. По закону вознаграждение управляющего составляет 10 000 рублей плюс 2% от проданного имущества должника и от взысканных с него средств в пользу кредиторов. Такая оплата не удовлетворяет финансовых управляющих, поэтому найти специалиста по банкротству заёмщикам сегодня очень сложно.
Если в течение 3-х месяцев не находится управляющий, то суд прекращает производство по делу. По сути, должникам, у которых нет никакого имущества кроме долгов, найти управляющего не представляется возможным. Ведь по закону должник, обращаясь с заявлением в суд, должен перевести средства на оплату труда финансового управляющего и приложить доказательства, подтверждающие его возможность погасить все расходы по делу (наличие имущества). В итоге, те, кто больше всего нуждаются в праве на законную реабилитацию, фактически лишаются этого права. А сам инструмент финансового оздоровления становится доступным только для тех, у кого есть на это средства, что само по себе противоречит назначению закона о банкротстве.
Более того, в настоящее время экспертами наблюдаются попытки монополизации данного сектора. Финансовые управляющие вступают в сговор и, угрожая выйти и процедуры, в прямом смысле вымогают неофициальные гонорары у заёмщиков (100 000-150 000 рублей за ведение дела). При этом, что самое вопиющее, не гарантируют успешного результата по судебному делу, поскольку финансовые управляющие – это обычные служащие, не влияющие на решение судей. В результате, заёмщик может подать в суд, продать всё имущество, оплатить все услуги и пошлины, и по прошествии нескольких месяцев получить отказ в признании себя банкротом и списанию долга.
Другая, не менее важная проблема реализации закона о банкротстве – это проблема правоприменения. Судьи выносят очень неоднозначные решения по подобным делам. К примеру, суд Тюменской области после полугода ведения дела отказал должнику в списании долга по причине отсутствия у него имущества, достаточного для удовлетворения интересов кредиторов, что само по себе является извращением смысла процедуры банкротства. При этом в законе о банкротстве такого варианта судебного решения не предусмотрено – не определён предел требований кредиторов, удовлетворение которых необходимо для получения права на списание долга.
Также, судьи по-разному оценивают добросовестность заёмщиков, в одних и тех же случаях списывая долги или отказываясь принимать такое решение, не признавая заёмщика добросовестным.
При всех возникающих сложностях нельзя однозначно сказать, что новый закон о банкротстве не работает – уже известны множество случаев, когда судьи принимают положительные решения, и должники освобождаются от непосильных долгов. В основном, суды в работе с делами о банкротстве проявляют активность и внимательно относятся к самым разным ситуациям. Поэтому можно считать, что закон, хоть и с большим скрипом, но реализуется.
Эксперты надеются, что ВС РФ оперативно примет меры по обеспечению единообразного толкования всех норм законодательства о банкротстве, и в скором времени институт банкротства физических лиц будет основательно доработан и начнёт полноценно функционировать на благо граждан и в целом страны.
Подготовлено по материалам информационно-правового портала Гарант.Ру.
Банкротство физического лица – получите квалифицированную консультацию у юриста в Краснодаре.