Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контроль в сфере закупок осуществляется:
- Государственными органами контроля в пределах их полномочий (осуществляют общий и ведомственный контроль);
- Заказчиками;
- Гражданами, общественными объединениями и объединениями юридических лиц.
Государственный контроль в сфере закупок
Общий госконтроль осуществляют следующие органы:
- Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, которые уполномочены на осуществление контроля в сфере закупок;
- Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
- Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определённые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Контроль в сфере закупок проводится в отношении: заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок.
Каким образом осуществляется контроль в сфере закупок
- Плановые проверки
- Внеплановые проверки
Надо иметь в виду, что при проведении плановых и внеплановых проверок НЕ подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок. Такие результаты обжалуются участниками закупок в судебном порядке.
В отношении каждого субъекта контроля плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в шесть месяцев.
Внеплановая проверка проводится по строго определённым законом основаниям:
- Обращение участника закупки с жалобой на действия/бездействие заказчика или уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего
- Получение данных о признаках нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (это может быть как заявление от физического или юридического лица, от осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, так и обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений, а также сообщение от средств массовой информации).
Данные о проведении контрольными органами плановых и внеплановых проверок, о результатах их проведения и выданных на их основе предписаниях размещаются в единой информационной системе или реестре жалоб плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний.
При выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок нарушений законодательства в сфере закупок, контрольный орган вправе:
- Составить протокол об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
- Рассмотреть дела о данных административных правонарушениях и принять меры по их предотвращению;
- Выдать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также, об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- Обратиться в суд с исками о признании осуществлённых закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Предписание об устранении нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. При этом, контракт не может быть заключён до даты исполнения такого предписания!
В течение трёх рабочих дней с даты выдачи предписания соответствующий орган контроля обязан разместить это предписание в единой информационной системе.
В случае, когда в результате проведения органами контроля плановых и внеплановых проверок, обнаружены признаки состава преступления, указанные органы контроля обязаны передать в правоохранительные органы информацию о таком факте и документы, подтверждающие это (в течение трёх рабочих дней с даты выявления такого факта).
Органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля осуществляют контроль в отношении:
- Соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок;
- Соблюдения правил нормирования в сфере закупок;
- Определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
- Применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- Соответствия поставленного товара, выполненной работы (её результата) или оказанной услуги условиям контракта;
- Своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учёта поставленного товара, выполненной работы (её результата) или оказанной услуги;
- Соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (её результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Ведомственный контроль в сфере закупок
Данный вид контроля в сфере закупок осуществляют: государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами.
Муниципальные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок только в отношении подведомственных им заказчиков.
Контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком
Согласно действующему законодательству, заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик обязан осуществлять контроль привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Общественный контроль в сфере закупок
Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц могут (а не обязаны) осуществлять контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечивать им возможность его осуществления.
Если у вас остались вопросы, записаться на консультацию юриста в юридическом агентстве «Алхазов и партнёры» можно в форме "онлайн заявки" на нашем сайте или по телефону: +7 (928) 333-38-03.